Чарующие, виртуозные, берущие за душу звуки скрипки удивляют и чаруют нас совершенством. Начало истории этого удивительного музыкального инструмента началась с древних прародителей скрипки. Исследователи считают, что своему появлению перед нами в современном виде, скрипка обязана испанской фидели и германской роте. Восточная прародительница скрипки – арабская реаба, а слияние всех стилей образовало прекрасный инструмент виолу. Только в XYI веке установилась окончательная форма скрипки, а первыми знаменитыми творцами скрипки стали представители высокоодаренного семейства Амати. Создатели десятилетиями, веками занимались совершенствованием рецептов лака, которым покрывался инструмент. Из поколения в поколение под строжайшим секретом передавались тайны скрипичного мастерства. Позже итальянские скрипки Гварнери и Страдивари покорили мир божественными звуками и мелодичным звучанием. Первое произведение для игры на скрипке было создано в 1620 году Марини, оно называлось «Romanesca per violino solo е basso». Через некоторое время 4 струны скрипки стали использовать не только для создания нежных звуков, но и художественной игры, А. Коррелли считается основателем этой техники. П. Локателли, являясь учеников Корелли смог развить бравурную технику. С середины XYIII столетия технология изготовления скрипки претерпевает лишь самые незначительные изменения.
Традиционно для создания этих божественных инструментов использовались клен, черное дерево и ель. Мастера с особым трепетом относились к сортам дерева, из которых изготавливались различные детали. Так, для верхней деки в процессе создания применяют ель: сочетание упругости и мягкости этой древесины, делаю особым звучание басовых струн. Клен идеально подходит для верхней деки, благодаря этому дереву верхний регистр звучит особенно пронзительно и мелодично. Прелестный изогнутый гриф состоит из черного дерева, который обладает отличной износостойкостью и практически не подвергается деформации от струн.
Аксессуары для смычковых инструментов необходимы, поэтому лучшие производители - мировые бренды: Hill (Англия), Pirastro (Германия), Thomastik (Австрия) занимаются изготовлением этих разнообразных предметов. Конечно, ни одну скрипку невозможно представить без чудесного спутника – смычка. Смычки для скрипки и альта, разнообразные смычки для виолончели издавна изготавливались из лучших волос конской гривы, срок их службы не столь долговечен, но от смычка во многом зависит сила и чистота извлекаемого звука. Настоящие музыканты всегда ухаживают за смычками для виолончели, контрабаса и скрипки и регулируют силу натяжения. Обязательно также обработка смычка темной или светлой канифолью, например, канифолью Thomastik: извлекаемый звук многократно усиливается из-за создаваемого трения и становится совершеннее. Для удобства игры используются мостики для скрипки, которые отличаются размерами и составом материалов, из которых они изготовлены. Музыканты всегда имеют с собой запасной набор струн для виолончели или скрипичных струн. Скрипки также различаются по размерам: от самой маленькой 1/8 до целой.
До сих пор выделяют три сильнейшие мировые скрипичные школы: итальянская, немецкая и французская. Итальянские скрипки отличаются плавностью и гибкостью извлекаемых звуков, немецкие инструменты радуют необычной яркостью звучания, хотя многие специалисты отмечают некоторую пустоту звуков. Отличительной особенностью французских скрипок является глуховатость, приглушенность звучания.
Научиться профессиональной игре на скрипке подвластно лишь людям с абсолютным слухом, упорством и талантом. Мы восхищаемся виртуозной игрой гениальных музыкантов, а совершенная, прекрасная скрипка по-прежнему остаётся королевой музыкальных инструментов.